Как выживает Энергодар в оккупации, рассказали супруги, которым недавно удалось вырваться из захваченного россиянами города. Материал обнародовало издание УНИАН, передает Nikopolnews.
Напомним, Энергодар был захвачен 4 марта, когда российские военные устроили стрельбу по ЗАЭС. Сейчас в заложниках у оккупантов десятки тысяч энергодарцев. Люди живут на ‘пороховой бочке’, поскольку захватчики свободно перемещаются по всей территории атомной станции, а на какие безумства они способны, весь мир видит каждый день.
‘В первый день вторжения РФ было непонятно, чего ждать, но успокаивало ощущение, будто то, что происходит, настолько далеко, что тебя не коснется…’, – признается местный житель.
По его словам, войска РФ три дня подходили к городу, и все три дня люди собирались на главном въезде в Энергодар, чтобы не пустить их.
В Энергодаре местные жители своими силами останавливали врага
‘Люди работали как единый механизм, каждый был чем-то занят: кто-то покрышки тянул, кто-то ‘бандеровские смузи’ делал, женщины приносили еду тем, кто дежурил на блокпостах, волонтеры в городских чатах собирали самое необходимое и увозили активистам. Все пытались чем-то помочь’, – вспоминает он, добавляя, что, к сожалению, Энергодар остался фактически без защиты.
Энергодаровцы прогнали оккупанта от черты города
‘На въезде военных не было. Были только мирные люди и активисты. Всю тероборону и военных 24-25 февраля отправили под Васильевку для защиты запорожского направлении. Из военных была лишь военизированная охрана, но только на территории АЭС. По сути, город остался без защиты. В Энергодаре ни танков, ни БТР, никакой военной техники не было. А на всю станцию был только один БТР и две боевых машины типа ‘Казак’, – рассказывает он.
Днем 2 марта войска РФ пошли в наступление, получив команду ‘взять город’.
‘На всю нашу многотысячную толпу оружие (автоматы) было лишь у сотни людей. Так что противостоять танкам и БТР ребята не могли. Ближе к ночи российские войска вошли в город, были слышны взрывы и автоматные очереди, – рассказывает энергодарец. – Эту ночь мы всей семьей провели в коридоре. Я не спал до полуночи, потом уснул и проснулся в три часа ночи от того, что жена у меня плачет. На вопрос, что произошло, она сказала, что атомная горит, что ее бомбят. Я посмотрел прямую трансляцию, понял, что горит здание, которое опасности не несет, и успокоил ее’.
Ночь, когда рашисти, совсем обезумев, обстреливали АЭС из танков, его жена вспоминает с ужасом:
‘Наверное, самое страшное было, когда в город вошли оккупанты. Никто не думал, что вообще такое возможно: на станцию с танками. До сих пор не укладывается в голове. Ночь была адская. Йод рядом подготовлен (хорошо, что сдаем экзамен по радиационной безопасности, и знаем, сколько его нужно). И до сих пор руки трясутся, когда вспоминаю… Помню, как смотрела прямую трансляцию со станции, и свои жуткие мысли, которые даже страшно озвучивать…’.
Супруга вспоминает, что в первые дни вторжения все вокруг были в полном шоке от того, что происходит, и верили в скорое освобождение: ‘Мы очень надеялись, что вот-вот придут наши ребята и выгонят ‘орков’.
За проукраинскую позицию – в подвал
В настоящее время обстановка в городе спокойная, но напряженная, рассказывают местные.
‘Оккупанты ходят здесь, как царьки. Если не провоцировать, то не трогают. Но постоянно похищают людей. Тех, у кого были связи с ВСУ или с теробороной, их родственников, или тех, кто просто им не нравится. Кого-то похищали за репосты и лайки в поддержку Украины в Facebook’, – отмечает энергодарец.
‘Говорят, что они с нами надолго, что им у нас нравится. Одна проблема: они нам – нет. Приехали бы к нам до войны с мирными намерениями, никто бы и слова не сказал. А сейчас – одна ненависть к ним’, – добавляет житель Энергодара.
Они с женой уверены, что в Энергодаре большинство против российских оккупантов и ждут прихода ВСУ. Но, говорят: в семье не без урода. К сожалению, есть предатели, которые сдают оккупантам своих же, особенно АТОвцев и активистов, которые выходили на блокпосты против вторжения РФ в первые дни.
‘Это очень страшно. Людей неделями держат в подвалах с мешками на головах, скорее всего, бьют. Недавно была ситуация со стрельбой и погоней за мужчиной на территории школьного стадиона, на котором была куча детей. Более 15 человек с автоматами сбили мужчину с ног и избили, затем подняли и поволокли в машину’, – вспоминает жительница Энергодара.
‘Город полностью украинский был и остается! На тот же устроенный ‘орками ‘парад’ 9 мая вышло человек 300, не больше. Тех, кто перешел на сторону оккупантов, все знают в лицо. Когда наши придут, то пусть боятся: их выбросят всех! – уверен ее муж. – ‘Освободители’ освободили нас от нормальной жизни, от возможности свободно ездить по городу и путешествовать за его пределами, от привычных продуктов питания, от всего! Зато мы теперь почувствовали, как жили наши родители в 90-х годах и что такое очереди за продуктами. Пусть будут прокляты и домой вернутся в черных мешках!’.
‘Барыги’ из Крыма и закрытые аптеки
Проблем с продуктами в Энергодаре, говорят, нет, за счет фермеров из ближайших сел и ‘барыг’, которые ездят в оккупированные Крым или Мелитополь, а потом торгуют с машин, как в лихие 90-е. при этом цены на многие товары подскочили ‘до небес’.
‘Сначала не верилось, что что-то может пропасть с прилавков. Но, через месяц, закрылись все супермаркеты из-за отсутствия продуктов. Появились огромные очереди в маленькие магазины. Цены выросли значительно. Например, свинина по 250 грн, говядина – 300, хлеб – 20-25, сахар вначале был по 100 грн, сейчас 50-60. Гречка – 80. Дешевые овощи и фрукты. Рядом много сел, они обеспечивают нас некоторой продукцией’, – рассказывает житель Энергодара.
По словам его жены, если хорошо поискать, в Энергодаре все еще можно найти украинскую продукцию.
‘Овощи и фрукты дешевые из-за того, что в селах в теплицах выращивают очень много всего, и сейчас людям просто некуда сбывать свой товар. Люди такие большие деньги потеряли’, – рассказывает она.
Что касается медицинского обслуживания, с этим ситуация гораздо сложнее: на весь город не работает ни одна аптека.
‘Больница и врачи работают, конечно. Насколько я знаю, никто из врачей не перешел на сторону оккупантов. Но, не дай Бог, заболеть. Начинается квест: найди лекарство. Сначала была аптека, в ней продавали лекарства, привезенные из Крыма. Сейчас и она закрыта. Крутимся, у кого, что осталось, и просим, если кто-то едет к нам из Запорожья, чтобы, по возможности, привезли’, – отмечает жительница Энергодара.
Чтобы помогать друг другу, местные создали в Telegram и Viber чаты, в которых они делятся тем, что у них осталось.
Но с каждым днем все больше горожан решают уехать. Улицы некогда оживленного Энергодара пустеют. Остальные редко выходят из дома, сутками сидят без связи и кое-как ловят Интернет, чтобы узнать новости.
‘Уехать из города можно, но проблематично и опасно. На запорожском направлении идут бои, пропускают редко. Стоят километровые колонны. Понятное дело, что их используют как живой щит. Люди в этих колоннах стоят по пять дней. И это в поле, представьте. Но люди уезжают, да. Недавно знакомые выехали на своей машине через Крым в Россию. Далее-Грузия, Турция, а затем – путь в Хорватию’, – отмечает житель Энергодара.
Говорит, в городе осталось около 30 из 50 тысяч населения. Многих ‘держит’ работа на атомной станции. Люди с опаской смотрят в будущее, но всем сердцем продолжают верить, что Энергодар и ЗАЭС освободят уже скоро.
Автор: Иван Бойко