4 июня исполнилось ровно три месяца как город-спутник Запорожской АЭС живет в присутствии российских захватчиков. Что происходит в оккупированном Энергодаре сегодня, рассказал городской голова Дмитрий Орлов, передает Nikopolnews.
По словам Дмитрия Орлова, усилилось физическое и психологическое давление на граждан. В подвалы бросают не только активистов, атовцев и тех, кто оказывал сопротивление на блокпосту во время захвата Энергодара.
Сейчас логику похищений вообще невозможно проследить, потому что ее нет. В неволю попадают рядовые граждане, которые никаким образом не относятся к указанным выше категориям. Людей удерживают в плену неделями, – говорит Дмитрий Орлов.
Выросли случаи мородерства. В основном пустующих квартир, владельцы которых уехали из города. Из квартир выносят ценные вещи. Берут все, что нравится. Двери просто ломают.
Оккупанты искусственно усугубляют гуманитарный кризис. Длительное блокирование Интернета на территории города приводит к тому, что в магазинах и торговых точках почти невозможно осуществлять оплату по безналичную расчета. Осталось совсем мало магазинов, где можно оплатить по терминалу банковской картой. Для этого также нужна стабильная связь. Из-за отсутствия мобильного Интернета или его низкого качества почти не удается осуществить оплату так, как приспособились люди за последние 3 месяца – переводом средств с карты на карту через Приват 24. Даже если удается «поймать» Интернет, то время перевода средств, а точнее ожидание осуществления оплаты занимает иногда до 15-20 минут на одного покупателя. Как следствие, под теми немногими магазинами, где хоть как-то еще можно платить картой, огромные очереди.
Наличных у жителей Энергодара почти нет. Процент за то, чтобы снять средства, снова вырос. Предложения такие есть, но спрос в разы больше. И предпочтение отдают тем кто пытается обналичить значительные суммы. Параллельно во многих торговых точках и на рынке появились двойные ценники – в гривне и в рублях. Стоимость продуктов, бытовой химии и всего необходимого для жизни заоблачная. Дешевые только сезонные овощи, которые просто не имеют других рынков сбыта.
В городе стали появляться российские лекарства.
Казалось бы, это необходимость и не повод для обсуждения. Но если бы медикаменты не продавали прямо на улице, на рынке, целыми днями под адским солнцем, без соблюдения элементарных норм хранения медпрепаратов. Поэтому в Энергодаре как был, так и остается огромный спрос на украинские медикаменты. Но доставлять их в город все труднее, – рассказывает городской голова.
Он отмечает, что вместе с тем пропагандистские каналы рф цинично пишут, что мобильную связь и интернет блокирует именно украинская сторона. На самом деле оккупанты готовят людей к переходу на связь от российских мобильных операторов и провайдеров. Но в настоящее время в Энергодаре такой возможности нет даже технически.
На фоне всего, что происходило три месяца и продолжает происходить дальше, уровень поддержки рф даже среди тех граждан, которые ранее проявляли нейтральную позицию, стремительно падает. Кадровые проблемы оккупантов также не решены а только усиливаются, – уверяет Дмитрий Орлов.
Напомним, Дмитрию Орлову удалось после нескольких месяцев уехать из оккупированного Энергодара в Запорожье. В этом ему помогли украинские спецслужбы. Он отказался сотрудничать с россиянами, поэтому его разыскивали, а он скрывался. Заместителя городского головы Ивана Самойдюка оккупанты похитили в самом начале оккупации. Его судьба до сих пор остается неизвестной.