«А если у меня рак»: наверное, каждый человек хоть раз думал об этом, обнаружив у себя те, или иные симптомы. Разные люди действуют по-разному. Кто-то сразу же спешит на прием к доктору, а кто-то гонит плохие мысли прочь и живет дальше, или же назначает сам себе лечение, чтобы снять неприятные симптомы. В Украине, к сожалению, онкология – одна из главных причин смертности. Рак не щадит ни пожилых, ни молодых, ни даже детей. Все так мрачно не в последнюю очередь из-за того, что у нас очень плохо развиты система профилактики и механизм ранней диагностики. А ведь каждый знает, что чем раньше выявишь заболевание, тем больше шансов его победить.
Сегодня, 4 февраля, в Международный день борьбы с раком, об этом и другом поговорили в офисе благотворительного фонда «Детям Никополя», который позвал журналистов на встречу. С представителями городских СМИ общались директор фонда Маргарита Горбаненко, директор Никопольской городской больницы №4 Надежда Бредихина и медицинский директор этой больницы Людмила Рой.
Nikopolnews тоже побывал на встрече.
Однажды в феврале… 1 февраля, слово «рак» перевернуло мою жизнь. В этот день я узнала о диагнозе своей дочки, – сказала в самом начале встречи Маргарита Горбаненко.
К сожалению, девочку спасти не удалось. А ее мама уже много лет занимается помощью другим онкобольным детям и взрослым, создав благотворительный фонд.
В феврале – День борьбы с раком. А также – День онкобольного ребенка. Именно в этом месяце мы стараемся сделать максимум для людей, страдающих онкологией. А также для того, чтобы этот диагноз как можно реже устанавливали никопольчанам. Вообще, стратегическая цель нашего фонда – Никополь без онкологии, – отметила Маргарита Горбаненко.
Какая в Никополе ситуация с онко?
Этот вопрос задали Надежде Бредихиной. Она, к сожалению, не владеет точной статистикой, но сообщила, что в прошлом году наблюдалось уменьшение количества таких пациентов. Впрочем, это может быть связано с фактором ковида – уточнила Надежда Бредихина. – Люди реже обращались.
А Маргарита Горбаненко озвучила онкостатистику фонда. В 2021 году в организацию за помощью обратились 25 взрослых, болеющих раком А также двое детей. Оба ребенка сейчас проходят лечение в Днепре.
Какие виды рака чаще всего выявляют в Никополе
Надежда Бредихина сообщила, что чаще всего в Никополе болеют раком легких, также среди лидеров грустного рейтинга – рак органов пищеварения, а у женщин – рак груди. Диагностируют и онкопатологии щитовидки и рак кожи, которые считаются одними из наименее опасных видов рака.
«А если у меня рак»: куда обращаться в Никополе человеку, заподозрившему неладное? Какой алгоритм действий?
Обнаружив у себя подозрительные симптомы, следует сразу же записаться на прием к семейному врачу. Это всегда самый первый пункт в алгоритме действий. Семейный врач, выслушав пациента, проведя первичную диагностику, направит или к онкологу, или к другому узкому специалисту.
В поликлинике 4-й городской больницы Никополя работают два онколога. Здесь пациента тоже обследуют, он сдаст анализы. А после этого – в любом случае, какими бы ни были результаты обследования – направят в Днепр для установки окончательного диагноза. То есть, последнее слово будет за областными докторами.
Важно! Не всегда на прием к областному специалисту можно попасть сразу же. Есть определенная очередь. Однако, Надежда Бредихина заверила, что медики учитывают состояние пациента. И тех, кому медлить нельзя, запишут без очереди. К тому же сейчас не обязательно ездить в областной центр, чтобы записаться на прием – есть возможность сделать это онлайн. И приехать уже в назначенные день и время.
Лечение рака
Если в Днепре пациенту подтвердили рак, он становится на диспансерный учет в Никополе. Но! Обратите внимание, что онкологию в Никополе НЕ ЛЕЧАТ. Таких пакетов наша «четверка» не имеет. (Получить их, по словам Надежды Бредихиной очень сложно – нужно иметь определенную аппаратуру и выполнять множество других неподъемных требований, чтобы НСЗУ выделила финансирование). Так что, в Никополе возможно только диспансерное наблюдение на базе 4-й поликлиники, а проходить химию и другие процедуры придется в Днепре. Или в другом городе, где есть онкологические отделения.
Кстати! Когда в областном онкодиспансере установлен диагноз, человек может сам выбирать, где ему лечиться. Это не обязательно должен быть именно Днепр. Врач в электронном направлении не указывает медицинское учреждение, а только пишет, какое лечение человеку показано.
По словам Надежды Бредихиной, сейчас очень хорошее лечение предлагают в 4-й городской больнице Днепра. Оно экспериментальное, и пациент подписывает согласие на то, чтобы ему вводили препараты и применяли протоколы, которые еще полностью не утверждены в мире. Но результат часто бывает очень хорошим. Он позволяет продлить жизнь пациентов и улучшить ее качество, даже в тех случаях, когда человек обратился к врачам поздно, и рак диагностирован на 3-4 стадии.
У нас был случай, я не буду называть имени этого человека… Он прожил 10 лет после установки диагноза «рак легких». А это один из самых опасных и агрессивных видов рака, – рассказала Надежда Бредихина.
Кстати, она отметила, что сейчас наблюдается стремительное течение болезни у многих пациентов. То есть, если раньше рак долго «зрел», проявляя себя постепенно, то сейчас все происходит скоротечно. Но и лечение сейчас намного эффективнее. Шансов выжить намного больше.
– По сравнению с тем временем, когда я начинала работать, – небо и земля, – сказала Надежда Бредихина.
Бесплатное ли лечение?
Здесь давайте отбросим иллюзии и будем говорить по-честному. Хоть государство и декларирует бесплатное для пациента лечение онкологии, это не так. Средств, которые выделяются даже на противоопухолевые препараты (а они выделяются ТОЛЬКО на такие препараты), далеко не всегда хватает. Один флакон лекарства, необходимого больному, может стоить больше (десятки тысяч гривен), чем вся выделенная сумма на прохождение курса лечения. К тому же помимо противоопухолевых препаратов понадобится масса других лекарств. И все это пациент должен купить сам. Поэтому люди и обращаются в благотворительные фонды.
Кстати, такая ситуация не только в онкологии. На наш вопрос, стало ли сейчас, с внедрением реформы «вторички», лучше, Надежда Бредихина ответила:
– Сама реформа в теории – это просто супер. Но на практике все не так радужно. Реализация ОЧЕНЬ хромает. Средств выделяется намного меньше, чем реально необходимо. Кроме того, не дают лицензии для лечения тех или иных патологий на местах, требуя дорогостоящее оборудование и специалистов определенного уровня. Поэтому, к примеру, из Никополя приходится везти пациентов с инфарктами и инсультами в Днепр. А это – время. Которое в таких случаях очень играет против. И люди могут не доехать живыми. Поэтому – или лечение за свой счет в Никополе, или в Днепре за счет государства, но большой риск не доехать.
И еще немного о профилактики рака. Как таковой, организованной системы в Никополе нет. Профосмотры сейчас имеют другие функции. Профилактика, по сути, легла на плечи семейных врачей. А здесь почти все зависит от самого пациента – обратится ли он к доктору вовремя или нет. Обязать его никто не может.
В идеале было бы такую организованную систему в городе создать. Или обеспечить возможность всем проходить онкоскрининг. Но все упирается в деньги. Которых нет ни у города, ни у большинства его жителей.
– Вот если бы можно было использовать экологические деньги для этих целей…, – прозвучало на пресс-конференции.
Но этого нельзя пока сделать даже теоретически. Правительство не предусмотрело такую статью расходов для средств компенсации жителям 30-километровых зон. На ремонты и дороги можно, а на диагностику – нет. Вот такой парадокс. Нужно обращаться к народному депутату, чтобы он, в свою очередь, добивался изменения утвержденных Кабмином норм.
Выводы, которые мы для себя сделали
1.Алгоритм действий пациента в Никополе, подозревающего у себя рак, такой: семейный врач – онколог в 4-й городской больнице – Днепр – лечение в выбранном медучреждении плюс диспансерное наблюдение в родном городе (в «четверке»).
2.Эффективное лечение от рака в Украине (и в Днепре, в частности, есть). Правда, это могут быть экспериментальные препараты и протоколы.
3.Если лечиться по утвержденным государством протоколам, лечение, скорее всего, будет стоить пациенту денег. И зачастую денег немалых. Реализация медицинской реформы «вторички» очень хромает в Украине.
4.В любом случае, лучше предотвратить болезнь, чем бороться с ней. А поскольку какой-либо организованной системы профилактики в Никополе нет, нужно проявлять активность самому. Лучше потратить немного времени, возможно, потратиться немного на элементарные анализы, чем искать потом огромные суммы, от которых будет зависеть жизнь.
Ну, и, само собой, – старайтесь вести здоровый образ жизни, больше отдыхать, избегать стрессов.
Берегите себя. Не болейте!
Пятерым детям из Никополя нужна помощь
Проблемы у роддома Никополя: что говорят местные чиновники и какая ситуация по стране
Детскую больницу Никополя хотят оснастить системой Knopka: благотворители начали сбор средств